Василькова Валентина Васильевна

Личность учителя, его духовный облик являются главными факторами пробуждения и развития способностей, наклонностей и таланта учеников. Примером тому служит творческая деятельность незаурядного педагога Карачинской средней школы Тобольского района Васильковой Валентины Васильевны, учителя высшей квалификационной категории.

Василькова Валентина Васильевна родилась на хуторе В-Дунаец Курской области в большой и дружной  крестьянской семье. Отец, Василий Афанасьевич, работал учетчиком в колхозе, мать, Анастасия Яковлевна, — звеньевой в передовой свекловодческой бригаде. За свой самоотверженный труд она стала участницей Всесоюзного съезда работников сельского хозяйства, была награждена орденом Знак  Почета. Родители воспитали в своих детях любовь к труду и уважение к людям. Отец хорошо рисовал. Он привил детям любовь к живописи. Все дети, а их в семье было пятеро, тоже хорошо рисовали, устраивали семейные творческие выставки. Вечерами, когда вся семья собиралась дома, любили слушать рассказы родителей и читать вслух книги. Именно тогда пробудилась у Валентины любовь к литературе.

В школе Валя училась хорошо, принимала активное участие в общественной жизни школы, в старших классах была пионервожатой. Очень тепло вспоминает она  школу, своих учителей, особенно классного руководителя Шумакову Валентину Николаевну, на которую она очень хотела походить, ведь именно Валентина Николаевна помогла в выборе профессии.  В робкой деревенской девочке учительница сумела заметить скрытые способности и помогла им развиться: много давала учить наизусть стихов и прозы, вовлекла в танцевальный и драматический кружки, к оформлению стенгазет и праздников.

В 1963 году Валентина окончила восьмилетнюю школу. На вопрос: « Кем быть?» ответ был однозначным: «Учителем!» Хотя в семье учителей не было, но под влиянием своих  учителей о другой профессии и не мечтала. Поступила в Обоянское педагогическое училище Курской области. Учиться было легко и интересно. В училище на высоком уровне было поставлено обучение по предметам эстетического цикла: изобразительному искусству, музыке и литературе, которые преподавали настоящие мастера своего дела: Г.В.Аникина, В.В.Белоусов, Л.Ф. Жильцова. Они еще больше помогли Валентине  утвердиться в правильности выбранной профессии.

1967 год, август. Именно с этого времени идет отсчет ее педагогической деятельности, когда  по распределению Министерства просвещения СССР она была  направлена в далекую, холодную Сибирь. Уходящее сейчас в прошлое слово  «распределение» было связано для Валентины Васильевны с пониманием совести, долга. Тюменский отдел народного образования направил в Тобольский район. Очень тепло и радушно встретил молодого специалиста заведующий районо Михаил Тихонович Шевелев. Он дал ей право выбора, и Валентина Васильевна выбрала Карачинскую среднюю школу, стала учить детей рисованию и немецкому языку.

Директор школы, Вера Григорьевна Малаева, помогла устроиться на новом месте, окружила заботой. Это был требовательный руководитель, справедливый, чуткий. Она никогда не повышала голос. Радость общения, уважение друг к другу, теплота отношений были нормой в коллективе школы. Здесь царил дух творчества. Карачинская школа была одной из лучших школ района. Валентина Васильевна, будучи человеком доброжелательным, трудолюбивым, легко вписалась в трудовой ритм школы. После окончания филологического факультета Тобольского педагогического института Валентина Васильевна стала преподавать в школе русский язык и литературу. Двигаясь непрерывно вперед, она достигла вершин педагогического мастерства. Сегодня Василькова Валентина Васильевна – ведущий педагог школы и района с глубокими знаниями своего предмета, широким кругозором, владеющий большим арсеналом новейших технологий.

На своих уроках учитель умеет донести красоту русского языка до ребячьих сердец. Строя любой урок, знакомя с новой темой, она создает такую ситуацию на уроке, которая помогает учащимся увидеть, понять, насколько важно и необходимо знание нового материала.

 Каждый урок – это воспитание духовно богатого, всесторонне развитого, душевно щедрого человека. Через личность писателей и поэтов, через их творчество и раскрытие духовного мира литературных героев, через синтез искусств: музыки, живописи и литературы  — учитель  воздействует на умы и сердца школьников, пробуждает в их душах добрые чувства и святой огонь любви к Родине. Сопоставление произведений живописи, литературы и музыки привлекает учеников к художественному тексту, дает возможность глубже осмыслить события  и героев литературного произведения, учит воспринимать литературу как искусство слова.

Ее уроки отличаются четкостью, логикой изложения. Создание проблемных ситуаций помогает учителю поддерживать стойкий интерес учащихся к  предмету.

Увлеченность своим предметом и глубокие знания,  высокая педагогическая культура,  компетентность, деловитость,  умение видеть перспективу, способность вносить в работу новое, передовое, создавать творческий настрой, требовательная доброта и любовь к детям – характерные черты Валентины Васильевны.

Валентина Васильевна – мастер своего дела. Она работает так, чтобы был результат, чтобы у детей были глубокие и прочные знания. Успехи воспитанников ее радуют: дети  качественно сдают экзамены,  получают  профессию по душе и становятся замечательными  специалистами. Ученики Валентины Васильевны  регулярно участвуют  в муниципальном  и областном этапе  Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»,  в конкурсах сочинений, викторин, различных творческих работ, олимпиад  муниципального, регионального, всероссийского уровня и занимают призовые места.

Процесс обучения и воспитания продолжается и после уроков: Валентина Васильевна проводит различные внеклассные мероприятия, на протяжении многих лет увлеченно руководит драматическим кружком. Ученики с большим интересом готовят спектакли, и каждый в этот момент может реализовать свои возможности не только в роли артиста, но и как декоратор, художник, гример, костюмер. Школьные спектакли не раз занимали призовые места на районных конкурсах театральных коллективов, были участниками областного конкурса.

Наряду с преподаванием Валентина Васильевна в течение 18 лет работала организатором внеклассной и внешкольной работы. В то время большое внимание уделялось комплексному подходу в воспитательной работе.  Одним из направлений работы было военно- патриотическое. С  этой целью проводились военно-спортивные эстафеты, смотры строя и песни, военно-патриотические игры «Зарница», «Орленок», митинги, встречи с участниками Великой Отечественной войны, факельные шествия… Учащимися школы был собран богатейший материал о В.Девятове, о В.Солдатове, о В.К.Блюхере. В памяти школьников тех лет осталась встреча с сыном прославленного полководца Василием Васильевичем Блюхером.

В основе трудового воспитания учащихся лежал принцип связи обучения с общественно полезным производительным трудом. Несколько лет Валентина Васильевна была начальником пришкольного лагеря труда и отдыха  старшеклассников «Алый парус»,  в котором после обучения в течение учебного года школьники работали трактористами, комбайнерами, доярками, в лесничестве. Работа в школе по самообслуживанию, трудовые десанты по сбору металлолома, макулатуры, золы, сосновых  почек, шишек, по заготовке крапивы, веточного корма, по уборке  урожая картофеля, зерновых и т.д. – эти полезные трудовые навыки способствовали формированию нравственных  и морально-волевых качеств, профессиональной ориентации выпускников школы.

А какая честь была для тех, кто имел возможность выступать на заключительном концерте художественной самодеятельности в старинном драматическом театре-теремке или побывать на районном празднике пионерии и комсомола!

За активную работу с школьниками Василькова В.В. награждена знаком Центрального Комитета комсомола, в связи с 90-летним юбилеем комсомола – медалью.

Находясь в постоянном творческом поиске, Валентина Васильевна щедро делится своим опытом, своими идеями, помогает становлению и росту молодых специалистов. Более 20 лет она руководила районным методическим объединением учителей русского языка и литературы, неоднократно участвовала в зональных и областных конкурсах творчески работающих учителей, научно-практических конференциях, стала победителем первого районного конкурса «Учитель года», лауреатом областного профессионального конкурса и победителем приза зрительских симпатий.

За высокий профессионализм, новаторство и творческий поиск Василькова Валентина Васильевна удостоена званий «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Подводя итог своей педагогической деятельности, учитель говорит: «Сейчас, когда подходит к концу 50-й год работы в родной школе, много пережито, передумано, все больше утверждаюсь в мысли, что свою профессию выбрала правильно, и, как говорят, если бы пришлось начинать сначала, выбрала бы именно педагогическую деятельность, ибо учитель – главная профессия на Земле».